Автор: Михаил Мчедлов (24.12.2002)
Материал подготовлен на основе
статьи директора исследовательского
центра "Религия в современном
обществе" Российского независимого
института социальных и национальных
проблем (РНИСиНП). Статья написана
по результатам всероссийского
социологического исследования "Россияне
о судьбах России в XX веке и о своих надеждах
на XXI век" и опубликована полностью
в "НГ религии" 17 мая 2000 года.
Вера России в зеркале статистики
Новый тип верующего.
В современной России отсутствие у многих верующих цельного, внутренне непротиворечивого религиозного мировоззрения, а тем более фанатичной веры, парадоксальным образом сочетается с повышением роли религии в разных сферах личной и общественной жизни. Исследование показало необходимость отказа от существовавшего еще недавно стереотипа о том, что верующие в своем большинстве - это политически инертная и социально пассивная масса пенсионеров и домохозяек, далекая от проблем, волнующих общество, избегающих политической активности. К началу XXI века сформировался новый тип верующего, молодого и среднего возраста (около 80% от общего числа верующих) со средним и высшим образованием (85%), участвующего в общественном производстве (рабочих - 27,8%, ИТР - 5,3%, гуманитарная интеллигенция - 3,6%, работники государственной торговли, сферы услуг, транспорта, связи - 4,8%, служащие - 4,5%, предприниматели - 2,7%, жители села - 25,2 процента, военнослужащие и сотрудники МВД - 2,4%, пенсионеры городские - 17,4%, студенты - 2,8%, безработные - 3,5%).
Социальная роль церкви.
Образовавшийся в России идейный вакуум, после отказа от тех идеалов и ценностей, которыми три четверти XX века руководствовалось общество, все еще не удается заполнить сколько-нибудь целостной системой идей и ценностей светского характера, понятной народу и принятой им, способной увлечь и обнадежить людей. В этих условиях многие связывают свои надежды с традиционными религиозными организациями, видя в них силу, призванную способствовать решению в патриотическом духе стоящих перед обществом задач. Дает о себе знать и историческая память народа, запечатлевшая патриотическую деятельность церкви в прошлые кризисные и переломные периоды (формирование российского государства, освобождение от монгольского ига, Первая мировая и Вторая Отечественная войны).
Показательно, что респонденты подходят к оценке социальной роли церкви весьма осознанно, исторически конкретно. В ответах на вопрос, "какие социальные силы, общественные и государственные институты играли наиболее важную роль в жизни России в XX веке и какие должны сыграть эту роль в XXI?", разница в оценке социальной значимости роли церкви в минувшем и наступившем веках выросла в четыре раза, что, как известно, соответствует историческим реалиям.
Говоря о моральном и социальном авторитете церкви, важно обратить внимание и на другую тенденцию. Респонденты, в том числе верующие, отвергают клерикальную модель развития общества. Идея очищения общества через православную веру, солидарно отвергнутая мусульманами и неверующими, получила поддержку лишь у 8,2% православных.
Осмотрительная толерантность.
Определенный ажиотаж в религиозно-культурной жизни современной России вызывает энергичное вторжение в духовную жизнь российских граждан зарубежных религиозных и псевдорелигиозных объединений, обладающих огромными финансовыми возможностями, появление многих новых религиозных культов и движений не только чужеземного - западного или восточного, но и отечественного происхождения. Их активная прозелитическая деятельность, противостояние в ряде случаев традиционным для России конфессиям, реальные или мнимые незаконные действия - все это стало предметом широкого обсуждения в конфессиональных кругах, светских средствах массовой информации, среди широкой общественности. В таких условиях отношение к новым религиозным культам и движениям становится показателем толерантности, уровня гражданско-правовой культуры, преданности традиционной вере.
Категорическую убежденность в том, что в России могут существовать только традиционные религии (христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие) почти в равной мере выразили верующие православные и мусульмане (34,6 и 14,5%). Эту позицию разделяют 21,8% неверующих. Сходный удельный вес и у позиции, допускающей полное равноправие всех религий, за исключением сект, которые посягают на достоинство, права и свободы личности. Этой позиции придерживаются 32,7% православных, 32,8% мусульман и 35,3% неверующих. Положение о том, что в России могут распространяться любые религии, но приоритет должны получить традиционные, отображено в той или иной форме в некоторых законодательных актах, принятых в центре и регионах России. Оно получило значительно меньшую поддержку и среди верующих (17,9% православных, 13,8% мусульман) и среди неверующих (15,1%). Не воспринимает абсолютное большинство всех мировоззренческих групп населения и возможность распространения любых религий; подобную гипотезу готово поддержать лишь 4,2% православных, 5,2% мусульман, 8,9% неверующих. Таким образом, при всем плюрализме мнений о возможных вариантах распространения различных религиозных течений, в том числе новых культов и движений, преобладающими для российского общества являются тенденции одновременной поддержки и традиции, и терпимости. Данную философию можно назвать осмотрительной толерантностью.
Религиозная самоидентификация россиян.
По материалам сайта "Государство и религия в России" www.state-religion.ru
В августе 2001 года независимый исследовательский центр РОМИР провел очередное исследование общественного мнения, посвященное религиозной самоидентификации россиян. В опросе приняли участие 2 тыс. человек. Он показал, что наиболее распространенной в России религией является православие. Православными себя считают 73,6% респондентов, 4% опрошенных заявили о своей приверженности к исламу, менее двух процентов респондентов относят себя к другим религиозным конфессиям. Атеистами себя назвали 18,5% участников опроса, и лишь 2,3% респондентов затруднилась с религиозной самоидентификацией.
Рассмотрение социально-демографических характеристик респондентов выявляет следующие особенности: среди православных заметно преобладание женщин (60,4%), а среди атеистов - мужчин (66,5%). Среди атеистов несколько больше респондентов с высшим и неполным высшим образованием, чем в среднем по выборке.
Однако религиозная карта современного российского общества не так однозначна и определенна, как представляется на первый взгляд. Исследование показало нечеткость и размытость в массовом сознании религиозных дефиниций. Так, среди респондентов, заявивших о своей принадлежности к православию, только 51,3% опрошенных верят в существование Бога, еще 26,1% православных респондентов верят в существование высшей силы, духа, разума. 5,2% опрошенных заявили о своем неверии в существование Бога, а 17,4% православных участников опроса затруднились с ответом. С другой стороны, 27% респондентов, считающих себя атеистами, верят в существование Бога, высшей силы, высшего духа, разума и т.д.; только 43,5% атеистов твердо уверены, что Бога не существует, а 29,4% затруднились с ответом на вопрос. Несколько иная ситуация с мусульманами: 75,6% респондентов, относящих себя к исламу, верят в Бога. В высшую силу, духа и т.д. верят 16,7% опрошенных. Затруднились с ответом в этой группе - 7,7% респондентов. Таким образом, по главному вопросу религии - отношению к предмету веры - среди респондентов, объявляющих о принадлежности к той или иной религии, нет четкого понимания даже основных положений религиозной доктрины.
Отвечая на вопрос "Как Вы считаете, существует ли только одна истинная религия, или истина содержится во многих религиях, или ни в одной религии нет истины?", только 29,6 % респондентов, считающих себя православными, уверены в том, что истина содержится лишь в одной религии, большинство же (43,9%) считают, что истина есть во многих религиях, 5,4% опрошенных считают, что ни в одной религии нет истины, а 21,2% респондентов данной группы затруднились с ответом. 7,6% атеистов сообщили, что истина содержится в одной религии, 19,2% - что истина есть во многих религиях, и лишь 38,1% опрошенных полагают, что ни в одной религии истины нет. Затруднились ответить 35,1% участников опроса.
Опираясь на приведенные данные, можно сделать вывод, что процесс формирования религиозного сознания россиян далек от завершения. Налицо интерес граждан к религии, стремление идентифицировать себя с определенной конфессией, но в тоже время объем религиозных знаний у большинства респондентов пока еще мал.
Только 3,6% респондентов посещают храм раз в неделю и чаще, 5,8% - раз в месяц. По большим религиозным праздникам ходят в церковь 20,3%, почти столько же - 23,3% - делают это раз в год и реже. 46,3% участников опроса признали, что практически никогда не посещают храм. Женщины проявляют большую склонность к регулярному посещению богослужений, чем мужчины. Среди тех, кто посещает храмы один раз в месяц и чаще, женщин почти в два раза больше, чем мужчин. Среди тех, кто посещает богослужения несколько раз в неделю, респонденты старшей возрастной группы (от 60 и выше) составляют 62,5%.
Из православных респондентов практически никогда не посещают храмы 35,2% опрошенных, большинство тех, кто посещает, делает это в основном по большим церковным праздникам (25,3%). Среди участников опроса, исповедующих ислам, чаще раза в неделю на богослужениях присутствуют 10,3%. При этом среди мусульман больше тех, кто практически никогда в храм не ходит (43,6%).
Таким образом, респондентов, не просто заявляющих о своей принадлежности к определенной конфессии, а действительно живущих религиозной жизнью, относительно немного - 9,4% от общего числа, считая тех, кто ходит в храм раз в месяц и чаще. Это говорит о том, что, хотя религия играет все большую роль в жизни граждан России, реальное число верующих пока относительно невелико. Стремление подавляющего большинства граждан России соотнести себя с какой-либо религиозной конфессией позволяет говорить о возможном увеличении числа реально верующих в будущем, что, помимо прочего, приведет к усилению роли в социально-политической жизни страны религиозных организаций и прежде всего - Русской Православной церкви.
Доверие церкви.
По материалам сайта www.wciom.ru
В ходе опроса, проведенного ВЦИОМ в сентябре 2002 года, респондентам предлагалось по 5-бальной шкале оценить степень доверия политическим и социальным институтам в том, что они заботятся об интересах граждан.
Президент 4,70
Церковь 4,00
Армия 3,57
Государственное телевидение 3,47
Председатель правительства 3,38
Газеты 3,21
Коммерческое телевидение 3,10
Судебные органы 2,90
Профсоюзы 2,64
Госдума РФ 2,58
Милиция 2,57
Партии 2,34
(в опросе участвовали 1600 человек)
Церковь и школа.
По материалам Информационно-аналитического ежемесячного бюллетеня РОМИР, сайта "Государство и религия в России"
В августе 2001 года РОМИР провел опрос, в ходе которого респондентам предлагалось ответить, допустима ли в школе деятельность религиозных организаций?
Только для преподавания религиозных дисциплин 41,3%
Допустима любая деятельность в школе 16,9%
Совершенно недопустима 30,8%
Затруднились сформулировать свое мнение 11%
(в опросе участвовало 2000 человек)
В апреле 2002 года Группа компаний Monitoring.ru провела опрос с целью выявить отношение жителей Москвы к введению в программу средней школы предмета "Закон Божий".
Поддерживают 59%
Не поддерживают 21%
Безразлично относятся к этому вопросу 15%
Не имеют своего мнения на этот счет 5%
(в опросе участвовали 600 человек)
Религиозные организации Москвы.
По данным столичной мэрии, в Москве официально зарегистрировано около 900 религиозных объединений и организаций, более 40 различных конфессий и религиозных направлений, а также свыше 150 религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций. Самым крупным религиозным объединением является Русская Православная церковь (Московский Патриархат), в ведении которой находятся около 500 объединений и организаций, 532 православных храма и часовни.
Религиозные объединения Кол-во Культовые помещения
Старообрядческие православные 8 13 храмов и часовен
Исламские 25 6 мечетей
Иудаистские 15 5 синагог
Буддистские 16 4
Католические 12 2 храма
Лютеранские 10 3 храма
Протестантские ок. 260 38 молитвенных домов
Кроме того, в Москве существует еще около 15 других религиозных направлений.
Сегодня в столице действуют 45 религиозных центров, 10 духовных учебных заведений, 9 монастырей.