Джон Стивенс
Философия Айкидо
Айкидо называют самым философским
из боевых искусств, и действительно
Морихеи Уэсиба (1883-1969), основатель
"Пути Гармонии", часто говорил своим
ученикам: "Нет философии - нет Айкидо ".
Морихеи Уэсиба был выдающимся
мастером боевых искусств, но он посвятил
свою жизнь, прежде всего, поиску духовному.
После пережитого в сорок два года просветления, Мастер Уесиба постоянно читал лекции по философии Айкидо своим ученикам, а также делился своими глубокими мыслями со многими посетителями - государственными деятелями, религиозными лидерами, педагогами, военными, бизнесменами, учеными, спортсменами, художниками, актерами, музыкантами и супружескими парами - со всеми, кто искал его мудрого совета. То, что говорил Морихеи Уесиба, было революционным, но в то же время уходило корнями в классическую традицию:
С древних времен
Глубокое изучение и воинская доблесть
Были двумя колесами Пути;
Через достоинство практики
Преобразите, и душу, и тело.
Самураям приходилось смотреть в лицо смерти, и сама жизнь делала их учеными и философами. Однако прежде чем стать философом, нужно было потратить годы на обучение и приобретение огромного опыта, и мудрость Морихеи Уесибы была получена в результате суровых тренировок и глубоких размышлений на протяжении всей жизни.
Великая космология и эзотерическое учение Айкидо были описаны в книгах "Сущность Айкидо" и "Секреты Айкидо", а эта книга сосредотачивается на практических и более актуальных аспектах Айкидо: как воспринимать мир целостно, как объединить тело и дух и как взаимодействовать с другими людьми гармоничным способом.
Описанная здесь философия основана на учении Морихеи Уесибы; наставлениях и вдохновении, полученных от моего учителя Риндзиро Сираты (1912-93), который был одним из лучших учеников Морихеи; сочинениях Киссёмару Уесибы (1912-98), сына Морихеи и его преемника, и моих личных размышлениях после многих лет занятий Айкидо и исследований по всему миру. Книга состоит из двух частей.
Первая часть - это рассуждения о философии Айкидо с воспроизведением слов Мастера Уесибы, взятых за основу. Высказывания были собраны из изданных расшифровок стенограмм бесед и интервью с Морихеем Уесибой, сохранившихся до наших дней записей и воспоминаний. (Все переводы - мои собственные.) Вторая часть - это визуальное, иллюстрированное представление философии в действии. " Философия Айкидо" задумана как продолжение книги "Дух Айкидо", написанной Киссёмару Уесибой.
В книге "Дух Айкидо" Киссёмару Уесиба называет своего отца "Мастер Уесиба". Я последовал его примеру, за одним только исключением: когда употребляется только имя "Морихеи", я имею ввиду Уесибу в молодости, до того, как он стал Мастером.
В то время как "Дух Айкидо" был написан, по вполне понятным причинам, с японской, традиционной точки зрения, "Философия Айкидо" рассматривает учение Айкидо в контексте глобальной культуры. Границы старых понятий "Восток" и "Запад" преодолены, и сегодня можно найти додзе Айкидо - и что еще более важно идеи Айкидо - почти по всему миру.
Уместность и приемлемость взглядов Айкидо в повседневной жизни современного мира - тема данной книги. Я часто привожу цитаты из многих учений самых разных традиций, чтобы подчеркнуть универсальность идей Айкидо. Эта книга посвящается всем тем, кто увлечен динамической философией, сосредоточенной на гармонии, мире и силе духа.
Джон Стивенс
Часть 1. Теория
1. Основные Принципы
Как и в любой философской системе, суть Айкидо определена рядом основных принципов.
Прежде всего, Айкидо подчеркивает важность "четырех благодарностей":
1. Благодарность к вселенной.
Это - благодарность за дар жизни, состояние драгоценное и труднодостижимое. Согласно Буддистской вере, переселяющаяся душа столь же вероятно обретет человеческую жизнь, как и слепая черепаха, которая всплывает на поверхность огромного океана только раз в сотню лет, сможет попасть головой в дупло случайно проплывающего бревна.
И хотя боги находятся в лучших обстоятельствах, легкость существования приводит их в оцепенение, и только люди могут стать Буддой - необходимо тело, чтобы познать боль самсары, практиковать Дхарму и испытать нирвану. Благодарность за то, чтобы быть живым, в высшей степени важна, поскольку это дает нам надежду. Как сказал Мастер Уесиба:
"Святые и мудрецы всегда уважали святость небес и земли, гор, рек, деревьев и трав. Они всегда помнили о великом благословении природы. Они понимали, что цель жизни состоит в том, чтобы непрерывно создавать мир заново, творить каждый новый день. Если Вы поймете принципы Айкидо, то Вы также будете радоваться жизни и встречать каждый день с большой радостью. Когда Вы низко кланяетесь вселенной, она кланяется в ответ; Когда Вы произносите имя Бога, оно эхом отзывается внутри Вас".
Индейский писатель Ассинибойн так описал обряд выражения благодарности своего дедушки:
"Он никогда не забывал рано утром поблагодарить восходящее солнце. Он называл солнце "Око Великого Духа". В полдень он всегда находил несколько секунд, чтобы вновь поблагодарить его и получить благословение. Когда солнце заходило, он почтительно наблюдал, пока оно не исчезало за горизонтом".
Точно также и Мастер Уесиба, проснувшись, искренне выражал свое почтение святыне додзе и приветствовал утреннее солнце. Если он, случалось, проходил мимо святого места во время путешествия, то останавливался, чтобы вознести молитву местному божеству, и всякий раз, встречая особенно красивый вид, он выражал благодарность за то, что боги даруют возможность испытать такое удовольствие.
Мастер Уесиба приветствовал прохладный бриз, проносящийся через додзе словами: "Добро пожаловать, господин Бриз. Как хорошо, что вы заглянули освежить нас!"
2.Благодарность к нашим предкам и предшественникам.
Мы должны быть благодарны матерям и отцам своего семейного рода, многим выдающимся лидерам, учителям, новаторам, творцам и первооткрывателям, которые жили до нас и создали человеческую культуру. Даже если наши родители выступали против или затрудняли наши поиски, мы все равно должны быть благодарными за дар нашего физического тела. Великий мастер дзюдо Кюзо Мифунэ(1883-1965) часто говорил:
"Я благодарен своим родителям за то, что они дали мне такое маленькое тело. Из-за этого я вынужден был тренироваться с удвоенной силой, чтобы побеждать тех, кто был намного крупнее меня, и моя техника стала очень мощной. Я даже благодарен за травмы - я учился умело использовать те части своего тела, которые не были повреждены".
3. Благодарность к окружающим нас людям.
Мы не можем жить без поддержки других людей. Людей, которые строят дома, города и дороги. Людей, которые делают так, чтобы окружающие нас вещи работали. Людей, которые выращивают и готовят нашу пищу. Людей, которые платят нам зарплату. Людей, которые любят, лелеют и поддерживают нас. Людей, с которыми мы играем, вместе учимся и тренируемся. Мастер Уесиба однажды сказал своим ученикам:
"На самом деле у меня нет учеников. Вы - мои друзья, и я учусь у Вас. Я продвинулся настолько далеко только благодаря вашим упорным тренировкам. Я всегда благодарен за ваши усилия и сотрудничество. По определению, Айкидо означает взаимодействие со всеми, взаимодействие с богами и богинями всех религий".
Как часто говорил четырнадцатый Далай-лама, мы должны быть благодарными даже за наших врагов, поскольку общение с ними помогает нашему духу стать сильнее:
"Тибет сейчас переживает самый темный период своей истории. Я расцениваю это как большую честь и привилегию - быть тем, кто проведет его через это испытание. Возможно, если мы сможем преуспеть, мы не только спасем себя, но также и покажем другим странам важный пример того, как отказ от насилия, терпение и уверенность в силе правды могут быть самыми эффективными инструментами в человеческих взаимоотношениях".
И Махатма Ганди (1869-1948) утверждал: "Добродетели милосердия, отказа от насилия, любви и правды в любом человеке могут быть по-настоящему проверены только тогда, когда они противостоят жестокости, насилию, ненависти и неправде".
4. Благодарность к растениям и животным, которые жертвуют своими жизнями для нас.
Мы существуем за счет других представителей растительного и животного миров, и должны быть благодарными за каждый кусочек пищи, что мы берем.
Монах дзэн Риокан (1768-1831) низко кланялся и просил благословения Будды всякий раз, когда он проходил мимо крестьян, работавших на рисовых полях, и он провел много часов в своей хижине отшельника, распевая сутры от их имени. Он прославился тем, что не тратил ни крошки еды впустую - он всегда делился своей скудной пищей с птицами и дикими животными. Он сочинил стихотворение:
Весенние дожди,
Летние ливни,
Сухая осень.
Пусть природа улыбается нам,
И все мы разделим ее щедрость.
В стародавние времена, коренные американские охотники никогда не забывали поблагодарить животных, которые великодушно позволяли убить себя. Вот молитва эскимосов Иглулик:
Звери моря,
Придите, предложите себя в утреннем свете.
Звери равнины,
Придите, предложите себя в утреннем свете.
Добычу называли "друг" и уважительно говорили ей: "Мы отнимаем твою жизнь по необходимости, не из жадности". Некоторые племена проводили особый обряд перед сбором урожая. Люди сходились на площади и выплачивали или прощали все долги и улаживали все ссоры предыдущего года, чтобы восстановить гармонию в сообществе, и таким образом гарантировать, что урожай будет собран в надлежащем состоянии ума.
Четыре благодарности можно также представить в виде четырех долгов: (1) мы обязаны вселенной за дар ее великого создания; (2) мы обязаны нашим предкам за дар физического существования; (3) мы обязаны мудрым мужчинам и женщинам прошлого за дар человеческой культуры; и (4) мы обязаны всему сущему за дар хлеба насущного.
Благодарность - мощное противоядие от негодования, которое мы чувствуем к другим, и неприязни, которой мы предоставляем кров, испытывая недовольство. (Будда определил злого человека как "тот, кто не благодарен и кто не принимает во внимание то хорошее, что предоставлено ему".) Благодарные люди избегают жалости к себе и воздерживаются от жалоб на свою жизнь. Другой аспект благодарности - уважение.
Коренные американцы уделяют огромное внимание принципу уважения: уважения к Вакан Танка, Великому Духу; уважения к Матери-земле; уважения к окружающим людям; и уважения к свободе личности. В Буддизме есть святой известный как "Всепочтительный Бодхисаттва", единственная практика которого заключается в том, чтобы низко благодарно кланяться всем, кого он встречает, выражая в полной мере уважение каждому всего лишь за то, что он живет.
Мы должны иметь уважение к богам, богиням и буддам, уважение к физическим объектам и, больше всего, уважение к другим людям. Уважение - это не просто учтивость; оно включает умение поставить себя на место другого и симпатизировать ему. Как говорится в китайской пословице: "Разделенное горе - полгоря; разделенная радость - радость вдвойне".
Каждая философская система имеет ряд "моральных качеств" или "добродетелей". В Айкидо, выделяют четыре основные добродетели:
1. Добродетель храбрости.
Это - "смелое действие", "храбрая самоотдача" и "доблестная жизнь". Надо смело смотреть в лицо всем вызовам, которые жизнь преподносит нам, и довести сражение до конца. Нужно быть достаточно храбрым, чтобы пожертвовать собой, когда это необходимо, допускать ошибки и брать полную ответственность за них. Добродетель храбрости рождает силу воли и решительное усилие. Чтобы овладеть любым искусством, нужно всего себя отдать практике.
Мы тренируемся, потому что это трудно, не потому что это легко. Но если мы будем тренироваться усердно, то сможем триумфально заявить: "Тяжело в учении - легко в бою!" В Айкидо нас учат сражаться на самых высших уровнях, даже позволяя противнику ударить первым, вместо того, чтобы самому атаковать легкодоступные цели. Доблестный человек хочет победить честно, открыто, а не за счет других. Мастер Уесиба сказал:
"Победа, к которой мы стремимся, в том, чтобы преодолеть все вызовы и сражаться до конца, достигая своих целей. В Айкидо мы никогда не нападаем. Если Вы наносите удар первым, чтобы получить преимущество перед кем-то, это доказывает, что ваше обучение является недостаточным, и на самом деле Вы были побеждены".
Другой аспект храбрости - бесстрашие. Мастера будо часто говорят о "даре бесстрашия. Бесстрашия, которое приходит от всеобъемлющего знания. Бесстрашия, которое приходит от разрушения иллюзий. Бесстрашия, которое приходит от удаления сомнений. Бесстрашия, которое приходит от истинного понимания природы боли и бесстрашия смерти, последнего врага".
Дзэн-буддисты утверждают, что "Тот, кто полностью пробужден, не знает страха". Дар бесстрашия - это также дар уверенности, делающий нас отважными, смелыми, даже дерзкими.
Добродетель храбрости символизируется огнем, устойчивым пламенем, которое не может быть погашено.
2. Добродетель мудрости.
Восточные философы поощряли своих учеников развивать обширное знание небес и земли, "читая десять тысяч книг и путешествуя по десяти тысячам миль". Естественным следствием этого стало предписание "Никогда не прекращать учиться". Мастер Уесиба сказал:
"Вселенная - наш великий учитель. Посмотрите, как река прокладывает свой путь через горную долину, плавно изменяя себя, когда она течет по камням и вокруг скал. Всемирная мудрость содержится в книгах, и, изучая их, могут быть созданы бесчисленные новые техники. Учитесь и тренируйтесь, а потом размышляйте над своим продвижением. Айкидо - искусство глубокого изучения, искусство знания".
Эта добродетель представляет небеса - символ огромного, всеобъемлющего знания.
3. Добродетель любви.
Термин "философия" означает "любовь к мудрости" и не был первоначально предназначен для обозначения абстрактной системы мыслей. Пифагор (приблизительно, шестое столетие до н.э), отец западной философии, определил философа как "тот, кто с уважением рассматривает и обдумывает порядок, красоту и цель того, что происходит, и ищет золотую связующую нить мудрости сущего, которая объединяет все в единое целое". Когда Пифагора спросили: "А Вы мудрый?", он ответил: "Нет, но я - любитель мудрости".
Любовь должна быть направлена и к объектам и к идеям. Даосский философ, алхимик и врач Ко Хунг (приблизительно 284-364) сказал, что тайна бессмертия состоит в том, чтобы "распространить любовь на все вещи, до самых границ вселенной, и относиться ко всем другим также, как мы относимся к себя".
Мастер Уесиба сказал относительно любви:
"В истинном будо нет врагов. Истинное будо - это проявление любви. Путь Воина не в том, чтобы разрушать и убивать, но способствовать жизни, непрерывно создавать. Любовь - это божество, которое действительно может защитить нас. Без любви ничто не может процветать. Если не будет любви между людьми, это будет концом нашего мира. Любовь рождает тепло и свет, который поддерживает мир".
В философии Айкидо, "тепло" - символ сострадания, а "свет" представляет "мудрость". Земля символизирует теплую, конкретную реальность любви.
Ганди сказал: "Меч воина за мир - любовь и непоколебимая твердость, которая приходит с ней".
4. Добродетель сочувствия.
Это - социальная сторона Айкидо. Философия никогда не может существовать в вакууме, и мы должны всегда спрашивать себя: "Как наши действия сказываются на мире в целом и на других людях в особенности?" Если понимание Айкидо не применяется к сфере человеческих отношений, экологии, экономики и политики, оно имеют небольшую ценность. Мастер Уесиба сказал:
"Прежде всего, Вы должны привести в порядок свою собственную жизнь. Затем Вы должны узнать, как сохранить идеальные взаимоотношения в собственной семье. После этого, Вы должны стремиться улучшить условия в своей стране и, наконец, жить в гармонии с миром в целом".
Мать Тереза (1910-98) сказала о своей деятельности: "Мы не делаем ничего великого, всего лишь маленькие вещи с великой любовью". На вопрос, как лучше всего улучшить ситуацию в мире, она сказала просто: "Приветствуйте каждого с улыбкой". Добродетель сочувствия символизируется водой, элементом, который постоянно питает мир.
Для сравнения, главные добродетели греческой философии - правосудие, благоразумие, сила духа и умеренность. Даосские добродетели - сострадание, бережливость и скромность. Буддистские добродетели - великодушие, дисциплина, настойчивость, мудрость, терпение, размышление, приспособляемость, сила, дружелюбие и хладнокровие.
Тантрические добродетели включают любовь, сострадание, радость успехам других и хладнокровие к разумным существам. Гностические добродетели - дружелюбие, взаимность, привязанность и симпатия. Суфийские добродетели - искренность перед Богом, строгость к себе, справедливость ко всем людям, служение старшим, доброта к младшим, великодушие к бедным, отзывчивость к друзьям, воздержанность с врагами, безразличие к глупцам и уважение к ученым.
Главные добродетели племен коренных американцев - бескорыстность, терпение и прощение; и христианские добродетели - вера, надежда и милосердие.
"Четыре добродетели" Айкидо помогают нам разобраться с "четырьмя вызовами": старостью, болезнью, смертью и разлукой с теми, кого мы любим. Жизнь не совершенна, она не справедлива, и все мы страдаем от старения, заболеваний, умирания и, хуже всего, от потери любимых. Так всегда было и будет во вселенной.
Сам Мастер Уесиба прожил трудную жизнь. Он побывал на поле битвы во время русско-японской войны, и позже в рукопашном бою с бандитами в Манчжурии; в результате болезни он потерял двоих из своих детей в течение шести месяцев друг после друга; он находился под угрозой ареста военным правительством за связь с пацифистской сектой Омото-кё; многие из его друзей и любимых учеников погибли во время Второй Мировой войны; он видел свою страну побежденной и разрушенной войной, несмотря на его усилия предотвратить это; несколько раз за свою жизнь он был смертельно болен; и он состарился (но не ослабел) прежде, чем наконец уступил раку. Мастер Уесиба сказал:
"Каждый день человеческой жизни содержит радость и гнев, боль и удовольствие, темноту и свет, рост и распад. Каждый момент оставляет неизгладимый след в соответствии с великим замыслом природы. Не отрицайте и не выступайте против космического порядка вещей. Радостно с нетерпением ждите каждого дня и примите все, что бы он ни принес".
Жизнь - это всегда испытание, и все мы подвластны колесу фортуны: вечный круговорот удач и неудач, процветания и бедности, здоровья и болезни, стабильности и перемен. Поощряя нас быть храбрее, мудрее, более любящими и более чуткими, философия Айкидо оснащает нас средствами встретить болезненные и пугающие вызовы.
Не взирайте на этот мир со страхом и отвращением.
Смело встречайте все, что бы ни предложили боги.
В чрезвычайных ситуациях, вся вселенная становится нашим врагом; в такие критические моменты, единство ума и техники чрезвычайно важно - не позволяйте вашему сердцу дрогнуть!
Этика Айкидо вращается вокруг одного принципа - макото. Буквально "макото" означает - "истинные действия", и слово обозначает "искренность естественную, спонтанную, непосредственную - свободную от двойственности и искусственности".
Люди, по сути своей, хорошие, с точки зрения Айкидо - они от природы чисты, светлы, честны и нежны. Джордж Катлин (1796-1872), поживший почти в пятидесяти индейских племенах, написал: "Я люблю народ, который придерживается заповедей, ни разу не прочитав их и не прослушав ни одной проповеди". Такое естественное соблюдение заповедей и есть макото. Хорошее состоит из приятных вещей в жизни; зло - это то, что вызывает несчастье, неудачу, дисгармонию.
Мастер Уесиба выделил три философских принципа единства:
1. Ваш ум должен быть в гармонии с функционированием вселенной.
2. Ваше тело должно соответствовать движению вселенной.
3. Тело и ум должны быть как единое целое, объединенные с деятельностью вселенной.
Другими словами, никогда нельзя делать ничего, что противоречит природе. Если бы ваша практика была макото, то Вы бы не противопоставляли себя природе, но большинство из нас вынуждены полагаться на нэн, или "сконцентрированную сосредоточенность на идеальных принципах", чтобы оставаться гармоничным на всех уровнях.
Физическая форма техник Айкидо не является чем-то особенным. Мастер Уесиба изучил много различных видов боевых искусств, и включил разнообразные техники в свою систему. Многие из этих движений есть и в боевых искусствах западного мира, таких как борьба и фехтование.
Техники - это физические средства, используемые, чтобы достигнуть более высокого уровня понимания. Мастер Уесиба сказал:
"Техники Айкидо изменяются постоянно; каждое столкновение уникально, и соответствующий ответ должен появляться естественно. Сегодняшние техники завтра будут другими. Не становитесь заложниками формы и внешнего вида. В конечном счете, Вы должны забыть о технике".
Техники айкидо - это средства преобразования, с четырьмя аспектами: образовательным, историческим, практическим и философским. Техники держатся на девяти столпах, которые могут также интерпретироваться как девять философских врат мудрости в самом широком смысле этого слова. Эти девять столпов:
1. Шихо, "универсальность".
Буквально "шихо" означает "четыре направления". В классическом Айкидо, практика начинается с шихо-гири, "рубящего удара в четырех направлениях", которые символизируют четыре благодарности, четыре добродетели и четыре вызова. "Шихо" также означает смотреть на мир во всех его аспектах, рассматривать вещи со всех точек зрения и быть в состоянии переместиться в любом направлении по мере необходимости.
Символически, четыре направления представляют различные добродетели: восток - знание; юг - рост; запад - освобождение; и север - сила.
2. Ирими, "вход и слияние".
Типичный ответ на нападение в Айкидо - это не отступление и не отражение агрессии, а движение прямо навстречу атаке: "Когда противник приближается, шагните вперед и приветствуйте его". Иногда мы разворачиваемся лицом в том же направлении, что и нападающий, и оказываемся настолько близко к нему, что трудно отличить атакующего от защищающегося. Часто лучший способ разобраться с оппозицией - пойти прямо к ее источнику, и затем слиться с ним, делая дальнейшую агрессию невозможной.
3. Кайтен, "открывание и поворот".
Иногда, лучше избежать нападения, открываясь в сторону и затем перенаправляя атаку на агрессора. Понятие "открывания" является центральным в Айкидо. Оно подразумевает быть открытым для любой возможности, быть непредубежденным и чистосердечным. Мастер Уесиба сказал:
"Каждый из нас должен открыть свой собственный путь, открыть свою собственную дверь к истине. Вселенная как открытая книга, которая может быть прочитана, и мы должны видеть мир таким, какой он есть на самом деле".
Есть хасидское высказывание: "Бог всюду, где ему разрешают войти. Он в наших сердцах, если мы не запираемся от него". Некоторые пылкие хасиды ходят повсюду с открытой грудью, в знак того, что их сердца всегда "открыты" для Бога.
Слово "вселенная" буквально означает "один поворот"; вселенная поворачивает все вокруг и внутри нас - мы, в фундаментальном смысле, центр мира. Есть выражение "перевернуть жизнь" (чтобы сделать ее лучше), и это совпадает с другим важным аспектом кайтен. Мастер Уесиба говорил своим ученикам: "Секрет движений кайтен в вашем уме, а не в теле".
4. Кокю, "сила дыхания и своевременность".
Дыхание - это жизнь, и затрудненное дыхание - обычно признак перенапряжения, болезни или страха. В Айкидо есть много упражнений, которые учат нас, как сделать дыхание глубоким и мощным, настраиваясь на всеохватывающее дыхание вселенной (одно из упражнений описывается в главе "Айкидо и Тантра"). Мастер Уесиба сказал:
"Все на небесах и земле дышит. Дыхание - это нить, которая связывает создания вместе. Когда начинают ощущаться бесчисленные изменения в дыхании вселенной, рождаются индивидуальные техники Айкидо".
Многие из учеников Мастера Уесибы замечали, что они могли выполнять технику достаточно хорошо, когда он был с ними в додзе, но как только он уходил, у них возникали трудности. "Это потому", - объяснял Мастер Уесиба,- "что когда я присутствую, я объединяю наше кокю, и мы действуем как единое целое".
Другое значение "кокю" - "своевременность". Это подразумевает понимание ритмов жизни и соответствие окружающей среде и обстоятельствам.
5. Осае, "самообладание и контроль ситуации".
Техники айкидо включают множество удержаний и болевых приемов, используемых для контроля нападения. Основное назначение таких приемов и удержаний в том, что нужно "крепко удерживать хватку", "начинать управлять ситуацией прежде, чем она выйдет из-под контроля" и "гасить вещи, когда они вспыхивают". Как говорится в "Дао-дэ цзин": "Позаботьтесь о вещах прежде, чем они появятся: поддерживайте мир и порядок, чтобы подавить хаос".
6. Уширо-ваза, "контакт с неизвестным".
В Айкидо, мы тренируемся защищаться от нападения сзади, чтобы способствовать развитию шестого чувства, которое осознает агрессию прежде, чем она проявится. В повседневной жизни это превращается в идею "ожидания неожиданного", особенно от тех введенных в заблуждение душ, которые стараются ударить в спину или исподтишка.
7. Тенчи, "надежное положение между небом и землей".
Наша вселенная состоит из небес (пустота), земли (форма) и людей (комбинация обоих элементов). Наши жизни разворачиваются в сочетании с движениями небес и земли, и мы должны стараться поддерживать наше равновесие между этими двумя полярностями. Мастер Уесиба сказал:
"Всегда старайтесь оставаться в единении с небесами и землей; тогда вселенная проявится в своем истинном свете. Если Вы будете чувствовать истинную форму небес и земли, то Вы обретете просветление собственной истинной форме".
8. Айки-кен и айки-джо, "меч решимости и шест интуиции".
Техники Айкидо определяются прямыми и истинными движениями меча. Чтобы быть успешным также и в жизни, мы должны действовать решительно, целеустремленно и честно. Однако мы также нуждаемся в хорошей интуиции, чтобы знать, когда избежать нападения. Для этого мы должны быть в состоянии действовать так гибко, как это делает палка в Айкидо; она плавно перемещается вверх и вниз, направо и налево, в зависимости от обстоятельств.
9. Укеми, "семь раз вниз, восемь раз вверх".
Одна из первых вещей, которую изучают в Айкидо, - это укеми, "страховка", которая позволяет ему или ей выполнять безопасное падение и вновь оказываться на ногах. Превратности жизни также могут сбить нас с ног сокрушительными ударами, но мы должны подниматься снова и снова. Укеми также означает приходить в норму после ошибки.
Как сказал Мастер Уесиба: "Поражение - ключ к успеху; каждая ошибка преподает ценный урок". Укеми можно также считать своего рода "уничижением", упражнением в смирении, самоопределении и безопасности - который указывает, что Вы не слишком горды, чтобы быть брошенным, и что Вы настроены подняться вновь.
Еще один ключевой принцип философии Айкидо - мутейко, или "несопротивление".
Айкидо - это несопротивление. То, что не сопротивляется, победоносно с самого начала. Люди со злыми намерениями или спорными мыслями оказываются немедленно побежденными. Истинный воин непобедим, потому что он или она ни с кем не сражается.
Мутейко очень похоже на даосское понятие у-вэй, "недеяние" или "непритязание". "Дао-дэ цзин" утверждает:
Хороший солдат не воинствен.
Хороший боец не знает гнева.
Лучший способ победить врага состоит в том, чтобы не заиметь его.
Не нарушая естественного хода вещей и не пытаясь вмешиваться в разворачивающиеся события, мы достигаем гармонии с нашей окружающей средой. Есть известный рассказ о даосском мяснике, нож которого никогда не тупился, потому что его лезвие находило пустоты между сочленениями, и бык просто разваливался на части.
Выполненные мастером, техники Айкидо выглядят выполненными безо всяких усилий, и это у-вэй - тонкие, спокойные движения, которые являются несравненно точными и мощными.
Другой возможный перевод мутейко - "отказ от насилия", или принцип ненасилия на санскрите. Как и Ганди, Мастер Уесиба полагал, что источник всего зла - насилие: насилие к себе, к другим или к окружающей среде: "Разбивать, повреждать или разрушать - худший грех, который человек может совершить". В своей речи на получении Нобелевской премии мира Мать Тереза оплакивала наше распространенное по всему миру насилие к нерожденным: "Самый большой разрушитель мира - это аборт. Если мать может убить своего собственного ребенка, что остается?"
Ганди не любил, когда принцип ненасилия переводили как "пассивное сопротивление", потому что он чувствовал, что это накладывает на слово неудачный оттенок слабости или беспомощности. Он предпочитал термин "отказ от насилия" - намного более позитивное понятие. Так как Ганди проповедовал индусам, которые уже имели традицию принципа ненасилия, он иногда говорил, что отказ от насилия мусульманского лидера Абдул Хамид Хана(1880-1976) был значительно выше его собственного, потому что Хан "учил отказу от насилия людей, которые всегда были вооружены до зубов".
Один из главных учеников Ганди, Виноба Бхаве(1895-1982), никогда не высказывался против своих главных противников - богатых землевладельцев, которых он пробовал убедить пожертвовать землю бездомным. Бхаве чувствовал, что оппозиция сама по себе была формой насилия, потому что оппозиция создает ненадежность и часто делает человека более упорным. "Всякий раз, когда я имею дело с жадным землевладельцем",- говор ил Бхаве о своей стратегии принципа ненасилия, - "я не спорю, а вместо этого стараюсь найти дверь в его сердце, которое убедит его".
Мартин Лютер Кинг (1929-68), другой защитник отказа от насилия, утверждал: "Вся жизнь взаимосвязана, все человечество вовлечено в единый процесс, и насколько я приношу вред своему брату, настолько я врежу самому себе".
Точно так же Мастер Уесиба говорил:
"Как только Вы интересуетесь "хорошим" и "плохим" ваших ближних, Вы открываете свое сердце для злонамеренности. Оценивая, конкурируя, критикуя других, вы ослабляете себя и терпите поражение".
Иисус говорил:
"Вы слышали, что сказано: "Око за око, и зуб за зуб". А Я говорю вам: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую".
Идея "обратить другую щеку" представлена в философии Айкидо посредством кайтен, "повернуть нападение вспять и позволить ему пройти мимо".
Другое изобретательное использование отказа от насилия описано в пьесе Аристофана "Лисистрата" (приблизительно 448-385 до н.э). Лисистрата решила остановить войну между Афинами и Спартой, призвав женщин Греции отказаться от секса с мужчинами до окончания конфликта. Когда спартанец Лампито услышал об этом плане, то он сказал: "Это вероятно сработает. Говорят, что Менелай отбросил свой меч, когда он увидел грудь Елены Троянской".
Последний из основных принципов философии Айкидо - масакацу агацу кацу хаяби. Иероглиф маса означает "истинный, правильный, прямой", в то время как кацу - "победа, триумф, успех". Далай-лама описал понятие масакацу, или "Истинная Победа", таким образом:
"Наша цивилизация в течение тысячи лет провозглашала отказ от насилия, сострадание и прощение, и поэтому мы боремся за наши права в пределах этих принципов. Если бы мы должны были оставить их и вернуть нашу землю через насилие и ненависть, то потеря значительно перевесила бы выгоду. Тибет, который мы возвратили бы, больше бы не был Тибетом, за который мы боремся. Внешне мы добились бы победы, но внутренне - потерпели бы поражение".
Вот некоторые другие примеры масакацу:
Когда он был адвокатом, Абрахам Линкольн (1809-65) сказал своим коллегам:
"Убеждайте ближних идти на компромисс всякий раз, когда это возможно. Обращаться с ними, как победитель - это зачастую реальный проигрыш: в денежных расходах и трате времени. Как миротворец адвокат имеет превосходную возможность быть хорошим человеком".
Дхаммапада утверждает:
"Он оскорбил меня, он побил меня, он победил меня, он обокрал меня". В тех, кто предоставляет кров таким недовольствам, никогда не прекращается ненависть.
Во все времена ненависть никогда не прекращается ненавистью. Ненависть прекращается любовью; это - вечная истина".
В "Дао-дэ цзин" говорится:
Если Вы будете нападать с состраданием, то Вы победите.
Если Вы будете защищаться с состраданием, то Вы сможете твердо выстоять.
Еще одно даосское произведение утверждает:
Неподвижному уму
Покоряется весь мир.
Масакацу можно перевести так: "Если ваша работа правильна, то все получится и выдержит испытание временем". Уверенность в этом аспекте масакацу особенно ценна, когда вы имеете дело с критикой.
Многие исламские ученые писали теологические и юридические возражения против суфийского Мастера Рами (приблизительно 1201-70), внедрившего использование музыки и танцев в своей школе. Но "из доброты и щедрого понимания" - другими словами, поддерживая отношение масакацу - Рами не ответил своим критикам. Возражения уменьшились, и теперь о его критиках и противниках полностью забыли.
Мастер Уесиба однажды определил масакацу как "выполнение вашей цели на земле".
"А" переводится "самостоятельно", а гацу (кацу) - "победа". Это - "победа над самим собой", триумф над своими внутренними демонами, основными инстинктами. Айкидо - это не средство для того, чтобы исправить других, это способ исправления самого себя. Мастер Уесиба сказал:
"Айкидо начинается с Вас. Работайте над собой и вашим предназначением. У каждого есть дух, который можно очистить, тело, которое можно определенным образом тренировать, подходящий путь, чтобы следовать ему. Поддерживайте мир в своей собственной жизни и применяйте Айкидо ко всему, с чем Вы сталкиваетесь".
"Хая" означает "быстрый, стремительный, динамичный", в то время как би (хи) - "солнце, день, свет, время". Кацу хаяби - "победа, быстрая и непосредственная". Точный перевод всей фразы, масакацу агацу кацу хаяби, будет: "Истинная победа - победа над самим собой, прямо здесь, прямо сейчас!" Масакацу агацу кацу хаяби - самый частый ответ Мастера Уесибы на вопрос: "Что такое Айкидо?"
На практике, масакацу агацу кацу хаяби может интерпретироваться как,
"Неустрашимая храбрость
вместе с неослабевающим усилием
пока все цели внезапно не будут достигнуты".
В плане техники, фраза означает:
"Если ваш ум чист
и ваши движения правильны,
техника немедленно проявляется".
В терминах ее внутреннего, более философского значения, фраза предполагает:
"Вы будете добиваться побед,
Подчиняя свою более низкую природу
И реализуя состояние существа вне времени и пространства".
На стадии освобождения, слова указывают что:
"Истина освободит Вас от страха
и неуверенности в себе,
и каждое мгновение будет казаться жизненно важным и ярким".
Источник: www.aikido-iwama.ru ; www.e-puzzle.ru